Круглосуточная горячая линия: показать номер +38(050) 140-75-75
Телефон: показать номер (044) 591-59-59      Факс: показать номер (044) 591-59-60
Компания «Юромаш» является эксклюзивным дилером
в Украине Hitachi Construction Machinery Co. Ltd.,
официальным дилером в Украине компаний AGCO, DYNAPAC
BELL, TEREX FINLAY, SAKAI, FURUKAWA, ESCO и др.
Вакансий на сайте: 6

Euromash > Новости компании > Опытный трактор «Запорожец»
1 декабря 2015

Опытный трактор «Запорожец»


Запорожский трест «Губметалл» поддержал решение технических руководителей кичкасского >завода инженеров Г. Ремпель и А. Унгер о постройке оригинального трактора. Время было тяжелое и строить стали по эскизам и наброскам применяя практически случайные материалы и детали машин и механизмы от различной техники. В наличии имелся простой одноцилиндровый двигатель, работающего на черной нефти, и одно рабочее колесо. Результатом работы должен был стать технически несложный и недорогой трактор для не коллективного (фермерского) крестьянского хозяйства.

Опытный трактор назвали «Запорожец» (как раз ко времени Александровск переименовали в Запорожье) и создавали его на полукустарных кичкасских госзаводах сельскохозяйственного машиностроения № 14 и № 11. Руководил проектом инженер Л. А. Унгер. К тому время трактор строился на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя «Триумф» Верхнетокмакский госзавода № 8.

Без слез, как иногда говаривают, о работе двигателя рассказать не удастся. Зажигание смеси в двигателе происходило от запальной головки,которую перед пуском минут 15-20 разогревали до каления. Сам момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр. Двигатель имел жидкостное (водяное) охлаждение но из-за низкого КПД и негерметичности сборки только для вспашки одной десятины земли расходовалось 1,5 пуда черной нефти и 5 ведер воды.

При тракторе постоянно должно быть обеспечен подвоз воды и нефти.

Тракторный редуктор был закрыт плотным металлическм корпусом и это предохраняло шестерни от грязи и пыли. Использование вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей бронзовых втулок гарантировало их изготовление при поломке в любой кузнеце. От двигателя к колесам мощность передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи. Трактор мог двигаться только с одной скоростью - 3,6 км/ч. Но был еще и маятниковый регулятор изменения числа оборотов, что позволяло несколько снизить или увеличить скорость.

Сельскохозяйственное машиностроение в Советской Украине только зарождалось, не могло быть и речи о более-менее квалифицированных механиках. Мастерская по ремонту и эксплуатации называлась «сельская кузница». Работу же на такой несложном тракторце, как «Запорожец», мог освоить даже малограмотный крестьянин запомнив наставления механика. Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) гласил: «Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5-3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)».

Всесторонне испытав «Запорожец» решили усовершенствовать а заодно подготовить для его изготовления чертежи и модели. Тогда же было построено 10 тракторов модернизированной конструкции. Образец трактора для производства был передан на токмакский завод «Красный прогресс» 29 сентября 1923 года. Здесь было предложено освоить серийное производство первого запорожского и советского трактора. Интересно и прекрасно, что свой путь к заводу, почти в 90 верст от села Кичкаса «Запорожец» проделал своим ходом. Архивы оставили записи, что весь путь прошел даже без малейших поломок. По пути следования для крестьян несколько раз демонстрировалась вспашка земли «механическим конем»...

Газета «Красное Запорожье» писало в то время: «Соревнования «Запорожца» первого выпуска и гусеничного трактора «Холт» Обуховского завода на полях Петровской сельскохозяйственной академии осенью 1923 года прошли в пользу отечественного первенца. На вспашку десятины земли при четырехвершковой глубине «Запорожец» в среднем тратил около 30 кг нефти. Трактор «Холт» - 36 кг керосина. За оригинальную конструкцию трактора применительно к условиям СССР, при хорошей сборке, производительности и тяговых усилиях госзавод №14 удостоился Почетного диплома I степени».

Дешивизна и простота конструкции определили спрос на трактор марки «Запорожец». Спрос был по тем временам огромен. Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с американским «Фордзоном» весной 1925 года. Вспашку десятины земли «Запорожец», уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. «Фордзон» сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец «Красного прогресса» выглядел лучше заграничного коллеги.

Программа производства предполагала довести к 1924-1925 годам выпуск «Запорожцев» до 300 штук в год. Но оказался наш трактор не технологичным. В СССР победило направление массового производства и полуконвеерной сборки. «Запорожец» к этому приспособить не удалось. Партия и страна заболела гигантоманией, стало ясно, что в будущей войне такому трактору места нет, нужны другие трактора, двигатели, нужны были крупные предприятия универсального производства.Товарищ Сталин требовал, что бы на одной линии выпуска тракторов можно было бы в течении нескольких дней перейти на выпуск танков, бронемашин…

Жизнь шла своей чередой и нам стал известен один факт применения трактора «Запорожец». На тракторе «Запорожец» с номером выпуска №107, тракторист и механик М. И. Роскот из Черниговской области бессменно отработал с 1924 по 1958 год. Рой и правдой. Прослужил наш тракторец аж 34 года верой и правдой. Колхозники и сам тракторист так любили свой трактор, что в годы немецко-фашистской оккупации разобрали трактор, а узлы и детали надежно спрятал. После освобождения черниговщины «Запорожец» собрали и он пришел на помощь разоренной земле и обездоленным людям...

Всего тракторов "Запорожец" на заводе "Красный прогресс" - с 1923 по 1926 год было выпущено около 500 штук. С 1925 года на него установили уже 16 сильный двигатель вместо 12-и сильного.
























Главный офис:
01013, г. Киев, Украина
ул. Будиндустрии, 7, лит Ц
тел.: показать номер (044) 591-59-59
факс: показать номер(044) 591-59-60
euromash@euromash.com.ua
Подробная контактная информация
 

Форма обратной связи
Карта сайта
Google+

© 2008 Euromash

Продвижение сайта от www.web-promo.ua